Нелегальное оружие из зоны боевых действий в Донбассе заполонило всю Украину. Практически ежедневно в последние месяцы становится известно об обнаружении и изъятии боеприпасов, гранат и прочего оружия в различных регионах нашей страны.
Очень часто оружие провозят через блокпосты или в обход их сами военные. Но распространены и случаи ввоза оружия путем контрабандного провоза.
Как результат – случаи, когда из-за боевого оружия умирают жители, живущие далеко за пределами зон АТО.
В который раз эксперты настаивают, что власти обязаны тщательнее контролировать все передвижение по зоне войны в Донбассе оружия, а также ужесточить в разы ответственность за его незаконное хранение.
Специалисты вспоминают в этой связи произошедший 31 августа под ВР инцидент. Тогда после голосования за изменения в Конституцию Украины в части децентрализации власти, у здания парламента началось столкновение между митингующими и силовиками.
Разгоряченная толпа пошла на правоохранителей, в ход полетели палки, камни и дымовые шашки. Затем из толпы в кордоны из бойцов Нацгвардии была брошена боевая граната. В результате этого больше 140 человек были ранены, а трое солдат-нацгвардейцев скончались.
Личность гранатометчика установили – им оказался Игорь Гуменюк, боец из батальона «Сич». Ему приписывают связи с партией «Свобода», но в самой партии это отрицают.
После произошедшего, глава МВД Арсений Аваков назвал виновным в случившихся кровавых беспорядках лидера свободовцев Олега Тягнибока.
Однако случившееся под ВР – не единичный случай. И в других украинских городах гибнут люди от «нелегальных» боевых сувениров.
В начале этого года в Ивано-Франковске в помещении перинатального центра произошел взрыв. В результате этого погиб мужчина 49 лет. В последствие выяснилось, что погибший был волонтером в зоне АТО. Гранату он взорвал, приревновав жену.
Волонтер пришел к роддому, в котором работала его жена. Когда женщина вышла к нему, он совершил детонацию боеприпаса, гранаты Ф-1. Супруга погибшего получила тяжелые травмы в результате взрыва. На пальце у погибшего осталась чека от гранаты, что отрицало версию о том, что боеприпас бросил кто-то посторонний.
В феврале в школе на Черниговщине в кабинете на первом этаже взорвался ручной противотанковый гранатомет. Его в учебное заведение принес волонтер из АТО. Погибла молодая библиотекарь, пострадали двое ее коллег. Школьники остались целы и не получили никаких травм.
В середине апреля 2015 года на Сумщине двое мужчин получили ранения от взрыва ручной гранаты Ф-1, также привезенной из зоны АТО.
Один из пострадавших во время реанимационных мероприятий скончался, второй был помещен в реанимацию.
Мужчины накануне трагедии отдыхали в местном баре, много выпивали. После обильных возлияний отправились домой к умершему. Через 15 минут после их прибытия в комнате произошел взрыв. Кроме них в доме в тот момент находились несовершеннолетний ребенок, мать, сестра и дедушка погибшего.
Правоохранители предположили, что гранату принес в дом погибший мужчина, так как недавно он нес службу по мобилизации в зоне АТО. Кроме этого, в комнате погибшего милиционеры нашли 63 патрона калибра 9 мм.
В середине мая 2015 года в Энергодаре на Запорожчине на гранате подорвался местный житель 27 лет. Он был бойцом 37-го батальона территориальной обороны. Выяснилось, что после ротации Александр Иванов сбежал со службы.
Мужчина проживал в многоэтажке по ул. Юности вместе со своей девушкой. В день трагедии он в 8 утра собрал вещи и ушел из дома. Около двух часов дня он вернулся, но в квартиру заходить не стал. Мужчина позвонил своей возлюбленной на мобильный, и попросил ее выйти на балкон. Сам он в это время стоял под домом.
Затем мужчина бросил девушке на балкон паспорт и сказал позвонить его бабушке. Как только девушка зашла в квартиру, прогремел взрыв. Мужчина подорвался на гранате. В его рюкзаке правоохранители нашли 7 патронов калибра 7, 62, ножи, похожие на корпус гранаты РГД-5 и запал УЗРГМ-2.
Установлено, что с конца октября и по конец декабря 2014 года погибший проходил службу в Донбассе. Правоохранители за основную взяли версию самоубийства.
В конце мая в Купянске (Харьковская область) задержали местного жителя 43 лет, который чуть не убил 3 человек. Задержанный подошел по данным правоохранителе к машине Skoda.
В ней в этом момент были 25-летняя женщина, ее супруг и знакомый семьи. Подошедший злоумышленник бросил в салон авто гранату РГД-5.
«По счастливой случайности запал гранаты не сработал, и пассажиры машины остались живы», — сообщили милиционеры. Они по горячим следам задержали 43-летнего мужчину, но тот не смог пояснить мотивы своего поступка. Более того, он даже не был знаком с людьми, которых намеревался убить.
Когда в квартире задержанного проводили обыск, у него обнаружили еще одну гранату. Правоохранителям мужчина рассказал, что принимал участие в войне в Донбассе и гранаты привез именно оттуда.
В августе на Волыни семейная пара сильно поссорилась и скандал едва не закончился фатальной трагедией.
42-летний солдат приехал в отпуск из зоны АТО и поругался с женой. Не сумев помириться с супругой, мужчина от злости бросил в огород гранату. В результате взрыва никто не пострадал, а об инциденте милиционерам сообщил сосед семейной пары.
По рассказам солдата, он гранаты получил как боекомплект во время прохождения службы в ВСУ, однако перед отпуском «забыл» их сдать.
В начале сентября в пос. Башкировка Чугуевского района от взрыва пострадали демобилизованные.
По данным газеты «Сегодня», чтобы спасти своих товарищей, солдат выбежал из палатки с РГД-5 в руке. Граната взорвалась, военному оторвало кисть.
В начале сентября правоохранители задержали торговца оружием, который обоснованно подозревался в стрельбе по жилому дому на Днепропетровщине.
Оказалось, что злоумышленник из зоны АТО вывез 8 гранатометов и намеревался продать их в Новомосковске.
«Он захотел испытать военное снаряжение, которое украл во время прохождения воинской службы на Донетчине. Один из снарядов попал в частный дом, в котором жила пенсионерка», — рассказали милиционеры.
7 сентября в Киеве возле водоема нашли труп мужчины, который по предварительным выводам следствия подорвался на гранате.
Выяснилось, что погибший являлся бойцом добровольческого батальона. Взрывом его буквально разорвало на части. Тело солдата нашли в лесу у речки. По словам киевских силовиков, возможно боец совершил суицид.
Военный эксперт Дмитрий Тымчук не может точно назвать, сколько оружия из зоны АТО уже завезено в мирную Украину.
По его словам, проблему нелегального оружия стоит рассматривать в двух ракурсах.
«С одной стороны его везут участники боевых действий для собственного пользования и даже не понимая, что может с ним произойти дальше. С другой стороны – каналы контрабанды оружия серьезно налажены. И это достаточно серьезная беда», — считает Тымчук.
По его информации в таких схемах задействованы силовики, особенно местных ведомств в Донбассе. Им помогают представители вооруженных формирований и те, кто пытается нажиться таким незаконным способом.
Тымчук рассказывает, что военные зачастую провозят по одной или две единицы оружия, а каналы контрабанды работают масштабно, и получают серьезную прибыль от продажи оружия в другие регионы.
«Обнаружив и изъяв любое незаконное оружие, надо начинать тщательную проверку. Только так можно узнать, кто заинтересован в этом и прикрыть каналы поставок», — заключает военный эксперт.
Причем каналы, по словам Тымчука, надо искать не только в АТО, но и там, где потом проданное оружие появляется. Также он предлагает принять закон о легализации оружия.
С ним не согласен политолог Владимир Фесенко, считающий, что такой закон только увеличит объемы использования оружия в Украине.
«Принятие этого закона станет большой ошибкой. И смертей в Украине станет намного больше. В обществе в результате потрясений, войны, градус агрессии слишком высок. И если у многих будет оружие, то они станут стрелять» — уверен Фесенко.
Он говорит, что нужно тщательнее контролировать выезжающих с Донбасса, ужесточать ответственность за хранение оружия за пределами зоны АТО.
«Надо серьезнее контролировать тех, кто выезжает из зоны АТО, кто осуществляет туда постоянные поездки. Может кто-то и вывозит оттуда оружие, но массово этим занимаются те, кто демобилизуется, и кто проходит службу в добровольческих отрядах», — подчеркивает Фесенко.
Также он предлагает в случае использования боевого оружия, рассматривать это как отягчающее обстоятельство.